Адреса церквей ХВЕ

 

 

Жизнь церкви

Македонские парадоксы

Одним из «камней преткновения» в практической жизни церквей является тема пожертвований и десятины. Особенное значение она приобрела в последние десятилетия, разделив христиан на два противоположных лагеря: на тех, которые слишком акцентируют на служении пожертвований и даже оказывают давление на прихожан, и на тех, которые вообще замалчивают об учении пожертвований и категорически отказываются от десятины. В то время, когда богословы ломают копья, споря, кто прав, церковь первого столетия подает яркий пример того, как нужно относиться к пожертвованиям.

Часто можно слышать такие высказывания: «Я не могу жертвовать для церкви, я и так беден. Наоборот, церковь должна еще мне помогать». Позвольте не согласиться с этим. Такая позиция противоречит самой сущности пожертвований и говорит о том, что христианин так и не понял, для чего и для кого нужны пожертвования. Понять это нам поможет македонская церковь, о которой вспоминает в своем послании к коринфянам апостол Павел.

«Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель; они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией; поэтому мы просили Тита, чтобы он , как начал, так и закончил у вас и это доброе дело… Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:1-9).

Внимательное прочтение этого места обнаруживает несколько моментов, которые могут показаться нелогическими или даже абсурдными. Что же было необычным в македонской церкви?

Парадокс № 1
«Уведомляем о Божьей благодати, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями…». Обычно, используя термин «благодать», мы имеем в виду что-то особенно ценное, приятное и дорогое, что человек получает от Бога. Прежде всего, это касается голгофской жертвы Христа, через которую мы получаем прощение, усыновление, освящение, вход в Царство Божье, одним словом, Божью благодать.

Поэтому, читая в первых словах Павла напоминание о благодати, мы невольно представляем картину каких-то особенных Божьих подарков. Но оказывается, что эта благодать проявляется в форме… горя. Нам неизвестно, что случилось там, в Македонии, но речь идет о каких-то особенных проблемах, с которыми столкнулись верующие, и которые, помимо того, носили и финансовый характер, что-то вроде современного экономического кризиса. Простите, разве горе — это благодать? Оказывается, что да. Для македонян их затруднительное положение было благословением. Почему, увидим дальше.

Парадокс № 2
«Среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия». А этот текст вообще нелогичен: как можно в горе иметь радость и обогатиться нищетой? Для искреннего христианина это является возможным. Об этом говорил и Христос: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие…». Об этом, исходя из собственного опыта, говорил апостол Павел: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10). Оказывается, отсутствие или недостаток материального богатства не является причиной для грусти и отчаяния, верующий человек обладает богатством, которое не идет ни в какое сравнение с богатствами этого мира. Во-вторых, при любых обстоятельствах он будет благодарить Господа за все. В-третьих, согласно Божьим обетованиям, Небесный Отец не оставит тех, кто надеется на Него, в материальном затруднении и даст необходимое для жизни. Именно такими были македоняне: они умели радоваться в горе и чувствовали себя богатыми в нищете». Прекрасный пример богобоязненных людей!

Парадокс № 3
«Они доброхотны по силам и сверх сил». Обратите внимание на слово «доброхотны». С дальнейшего текста понимаем, что здесь речь идет о материальном пожертвовании в Иерусалим, или, как сегодня говорят, «в центр». Они жертвовали не по указанию «свыше», а добровольно. И здесь видим еще один парадокс. Когда человек жертвует в «меру сил», это понятно, но как понимать «сверх сил»? Так и понимать. Македоняне жертвовали добровольно, не по принуждению даже тогда, когда это было сверх их сил. Удивительно, не правда ли? Нет, удивительно другое, когда верующие люди «жертвенны» сверх сил для себя. Они, недоедая, недосыпая, надрываются, чтобы купить новый диван, сделать ремонт в квартире или громкую свадьбу, а для церкви, «как Бог даст». Бог не даст, если мы не дадим сами, щедро и доброхотно.

Парадокс № 4
«Они весьма убедительно просили принять их дар и участие в служении святым». Скажите, вам приходилось быть свидетелем такой картины. К вам, человеку небедному, пришел бедняк и просит… Нет, не то, о чем вы подумали, он просит, чтобы вы приняли от него пожертвование. Такого не бывает? А вот у македонян было. Судя по содержанию текста, апостолы, учитывая их затруднительное положение, их материальные проблемы, решили освободить их от пожертвований. Но эти македоняне оказались не такими, «как все люди»: они обиделись, они запротестовали, они «убедительно просили», чтобы апостолы приняли их дар. Не их просили сделать финансовый сбор, а ОНИ ПРОСИЛИ ПРИНЯТЬ собранные ими пожертвования.

Как же объяснить эти парадоксы? Почему македоняне так себя вели? На то были причины. О них также говорит Павел.

Причина № 1
Македоняне со всей искренностью и ответственностью приняли Божью благодать и поняли, что она заключается в принятии не только чего-то хорошего и приятного, с точки зрения человека, но и неприятного. Свои временные материальные трудности они приняли, как ни удивительно это звучит, как благословение, как милость Божью. Именно поэтому они были радостны, богаты и щедры в пожертвовании.

Причина № 2
«Они доброхотны…» В любом виде духовного служения очень важной является доброе хотение, добрая воля. Богу не нравится, когда Ему служат по принуждению. Добровольный труд дает намного лучшие результаты, потому что работник смотрит на свой труд не так, как наемник. Вспомним широко известную притчу о строителях, которых спросили, что они делают. Один раздраженно ответил: «Не видишь, стену возвожу», другой — с усталостью: «Деньги для семьи зарабатываю». А третий, подняв глаза к небу, гордо молвил: «Строю храм!» Жертвующий по доброй воле, жертвует Богу, а подозрительный, неискренний, дающий принудительно — пресвитеру, на область, на союз, на машину епископу…

Причина № 3
«Они отдали себя Господу и нам по воле Божьей». Еще одной причиной такой ревности было то, что самое большое пожертвование македоняне сделали еще раньше, в момент своего уверования: они отдали Богу, церкви и братьям самих себя. Поэтому им легко было отдать что-то менее важное. Финансовый сбор для церкви, даже в условиях недостатка, был нетрудным и естественным. Любые пожертвования — то ли на собственную церковь, то ли в Иерусалим — для них были, как для Бога. Они понимали, что, хотя эти финансы предназначались для конкретного дела определенной группе верующих, они, прежде всего, Божьи.

Причина № 4
«Они просили принять дар и участие в служении святым». Верующие в Македонии понимали, что их дар — это не просто помощь братьям, это видимый элемент их общности. Своим пожертвованием они говорили: «Не отвергайте нас, мы хотим быть вместе, мы хотим этим даром доказать наше единство. Мы с вами, мы — ваши, а вы — наши». Пожертвования объединяют верующих, помогают почувствовать плечо друг друга, почувствовать необходимость друг в друге.

Причина № 5
«Ибо это полезно вам…» (стих 10). Обращаясь к коринфянам, апостол указывает на одну из главных особенностей пожертвований — они приносят прибыль (закон сеяния и жатвы: что посеешь, то и пожнешь). Эта прибыль выражается как в материальном отношении (Бог благословляет материально щедрых жертвователей), так и в духовном — христианин возрастает в вере, понимая других и сочувствуя им. Верующие Македонии понимали, что эти пожертвования нужны не только иерусалимской церкви и другим верующим, но, прежде всего, им лично, потому что они обогащают. Пожертвования взращивают плоды искренности, сочувствия, любви, жертвенности.

Причина № 6
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Наиболее сильным аргументом в пользу пожертвований для македонян стал пример Сына Божьего, Иисуса Христа, который добровольно оставил славу и богатство неба, обнищал ради людей и пожертвовал для них самым ценным — Самим Собой. Это самый большой парадокс во Вселенной, который трудно понять. Его жертва совершилась по доброй воле, сверх сил. Она — доказательство единства с Церковью, доказательство любви.

Так разве не логично то, чтобы нам воздать Богу тем же? Так, как это сделали македоняне, которые знали для чего, для кого и по какой причине они жертвуют.

Юрий ВАВРИНЮК
"Благовісник", 2012,2