Головна

Про нас

Останній номер

Архів номерів

Статті

Замовити друкований варіант

Пожертвування

Інтернет-ресурси

Новини Церкви ХВЄ України


Актуальне запитання

Адреси церков ХВЄ та розклад богослужінь

Благовісник у Фейсбуці



Актуальный вопрос

Нужно ли покаяние «хорошим» людям?

Очень часто на призыв проповедника или человека, рассказывающего о необходимости покаяния, можно услышать ответ-отказ: «А в чем мне каяться? Я ведь неплохой человек: не убил, не украл, не наркоман и даже в Бога верю». Такой ответ говорит, во-первых, о том, что люди не понимают правильного смысла покаяния. Согласно словарям, покаяние — это признание своей вины в чем-либо. Так что, с одной стороны, смысл в вышеупомянутых словах есть: этот человек не лжет, утверждая, что не согрешил, перечисляя грехи убийства, кражи, блуда и т.д. Таких людей не так уж и мало. Они хорошие семьянины, законопослушные граждане, примерные дети, родители, соседи, о них не скажешь ничего плохого. Но они не до конца искренны. Дело в том, что, согласно Священному Писанию и даже просто человеческим понятиям о добре и зле, грех или проступки человека не ограничиваются «главными» или «страшными», есть десятки, сотни «грешков», которых мы не берем в расчет и которые присущи всем, без исключения, людям, в том числе и «хорошим»: маленькая ложь, тщеславие, гордость, мелкие пакости, нехорошие мысли и много-много других. У Бога нет больших или маленьких грехов, есть только большие и меньшие последствия их, которые видно и которые упрятаны глубоко в душе. Библия говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией». Так что все люди в той или иной мере грешники, так же, как с точки зрения государственного закона преступником считается и тот, кто своровал велосипед, и маньяк, убивший десятки людей. Поэтому, каждому человеку есть в чем каяться.

Но есть еще одна сторона покаяния, более важная, нежели признание своей вины в каком-то грехе. Библейские покаяние нечто более глубокое. Оно учитывает так называемый «первородный грех». Что это такое?

Как известно, все люди имеют общих предков. Их имена вспоминаются на первых страницах Библии: Адам и Ева. Там же мы читаем и об их грехе, совершенном в раю и имевшем последствия по ныне. Дело в том, что все люди уже рождаются грешниками, неся в себе отзвук прародительского непослушания. Вы скажете: «Несправедливо! Почему я должен отвечать за чьи-то грехи?» Да, несправедливо. Но таков духовный закон, которого не может преступить даже Сам Творец. Он действует не только в духовной сфере, но и в физической: мы видим, как ни в чем не повинные дети отвечают за грехи родителей, рождаясь с такими болезнями как СПИД, туберкулез, сифилис, а то и уродами. Позвольте привести такую аналогию. Когда-то существовал рабовладельческий строй. Даже сегодня есть страны, где большое значение имеет деление на касты. Так вот, дети рабов становились рабами уже по факту своего рождения. Принадлежность человека к какой-то касте определялась его рождением. Но если человеческие законы имели небольшие исключения, а со временем и совсем отменялись, закон ответственности за грех, совершенный в раю, нельзя никак обойти. Этот ген греха присутствует в любом человеке, как ген, определяющий цвет кожи у африканцев. Это хорошо видно на примере маленьких детей. Их не нужно учить плохому, оно само откуда то берется, проявляя себя в самых разнообразных формах. Это позже, под влиянием воспитания, нравственных и общественных законов люди могут стать относительно «хорошими» . А без этого воспитания ребенок вырастает зверем, лишенным каких-либо положительных качеств. Многовековая практика показывает, что человеку невозможно стать «хорошим» самостоятельно. Любые попытки, которые иногда увенчивались кратковременными победами, рано или поздно заводили в тупик. Поэтому Бог идет на неслыханный шаг, желая вылечить человечество от этого греха. Это произошло благодаря рождению, смерти и чудесному воскрешению Сына Божьего Иисуса Христа. Он один взял на Себя ответственность за все грехи, когда-либо соделанные на этой земле. Бог в Его лице наказал всех грешников земли.

Но в этом великом подвиге любви есть важный момент. Так же как и эдемском раю, Господь ценит собственную волю человека. Он со Своей стороны сделал все, чтобы освободить людей от их грехов. Нам, людям, нужно просто принять это прощение. Как именно? Через покаяние. Что это значит? Это значит, признать себя неспособным избавиться от личных и врожденных грехов и сказать перед Богом: «Да, Господи, я грешник. Я нуждаюсь в Тебе, в пролитой, очищающей и спасающей крови Твоего Сына. Прости меня и сделай из меня нового человека, в котором уже нет греха. Руководи моей жизнью, чтобы в ней не было проявлений зла и неправды».

Библейское прощение — это не просто перечисление соделанных грехов, хотя и это тоже важно, а изменение образа жизни через личное признание своей греховности, Божье прощение и последующее рождение свыше. И необходимо оно всем, без исключения людям, как плохим, так и хорошим. Апостол Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:7).

Читати статтю на укр. мові

 

Українська християнська поезія