Головна

Про нас

Останній номер

Архів номерів

Статті

Замовити друкований варіант

Пожертвування

Інтернет-ресурси

Новини Церкви ХВЄ України


Актуальне запитання

Адреси церков ХВЄ та розклад богослужінь

 




Цікаве у друзів

Суббота для человека, а человек для чего?

Всем известны слова Христа «Суббота для человека, а не человек для субботы». В последнее время меня эти слова волнуют все больше и больше. Мы прекрасно понимаем контекст, в котором они были сказаны. Мр.2:23-28 «И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы».

Ученикам хотелось поесть, а фарисеи их осудили за то, что сорвали колосья (то есть – поработали) в субботу. Мы прекрасно понимаем, как неправы были фарисеи, насколько «буквально» они подходили к толкованию и применению закона, насколько, в некотором роде, бесчувственно и обезличено было это толкование. То есть, им практически было все равно – кто стоит за той или иной ситуацией, какие мотивы подвигли человека на совершение того или иного проступка, и «проиграет» ли кто-то в данной истории.

И с перспективы сегодняшнего времени нам «беззаконие» учеников кажется просто детской шалостью. Кто в детстве, если была возможность побывать или жить в селе, не делал того же самого? Кто не срывал плоды с деревьев, ягоды с кустов, не выкапывал овощи с грядок? Наверняка, многие и зерна ели с ладошки… ну или хоть пробовали их на вкус. И никто из нас не задумывался – было ли это в понедельник или в субботу, или в воскресенье. Мы просто наслаждались. С нашей точки зрения в этом нет ничего плохого. Поэтому мы с легкостью покачиваем головой в сторону фарисеев, и с иронией говорим: «ай-ай-ай, ну что же вы так – буквально подходили к толкованию текста?!».

Но, вспомним, четвертую заповедь: «а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:10-11). И, далее, в книге Чисел мы встречаем жуткую (с точки зрения современного читателя историю): «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Чис.15:32-36). Человек, вышел порубить себе дров. Может он замерз, может, ему поесть захотелось, и надо было разжечь костер… да мало ли, у него мотивов было. Но сейчас даже не об этом. Я о том, что у фарисеев времен Христа было основание в текстах закона не просто возмутиться действиями учеников, а призвать их к ответственности со всей строгостью – вплоть до смертной казни.

Христос мог пройти мимо (наверное), отмахнувшись от вопроса фарисеев. Но ОН отвечает. И показывает им, что в истории народа Божьего уже был подобный прецедент. Правда, он не был связан с нарушением субботы, но это было также прямое нарушение закона.

1Цар.21:2-6 «И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: "пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе"; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди [твои] воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то [хлеб] останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы».

Такое действие царя и священника было запрещено по закону (Лев.2:4-10). Чем поступок Давида, взявшего от хлебов предложения, часть из которых должна была быть сожжена, а часть – съедена священниками, отличается от поступка Саула, когда он, не дождавшись Самуила, сам совершил жертвоприношение (1Цар.13:9)? Почему в одном случае мы видим со стороны Бога милость, снисхождение, даже сочувствие, а в других – непоколебимость, твердость, даже жесткость? Как нам различить те ситуации, в которых мы должны строго придерживаться буквы закона, а где нам стоит отдать себя на поиск Духа закона?

Фактически, ученики Христа нарушили закон, сорвав колосья. Христос не просто это одобряет, Он еще и защищает их от фарисеев, давая богословский ответ на их справедливое возмущение. Мало того, Иисус формулирует «новый закон», который известен нам сегодня в фразе, приведенной в самом начале – «суббота для человека». Он не просто показывает Себя Господином субботы, что Он сделал при других обстоятельствах (Мф.12:8 и др.)… Он, в некоторой степени, и учеников теперь ставит в «господ субботы». Если перефразировать это на более доступный современный язык, то, наверное, это звучало бы примерно так: «если это поможет людям, если это принесет благо, если это даст кому-то облегчение, то вы можете пренебречь буквальным исполнением заповеди о субботе». И, когда мы рассуждаем на эту тему в плоскости «Иисус – закон – фарисеи», то, все понятно, абсолютно ясно, никаких вопросов.

Попробуем перенести это же положение в плоскость «Иисус – Писание – современные христиане (мы)»… и вот здесь нас ожидают либо битвы до «последнего бойца», либо непредсказуемые последствия, либо жизнь в постоянном поиске. Совсем недавно на моем блоге был опубликован комментарий следующего содержания: «Удивляюсь, как часто последователи Иисуса, Который сознательно разрушал законничество и учил верующих "закону, записанному на сердечных скрижалях", снова подчиняют себя закону. Меня удивляет, как часто для христиан Новый Завет становится тем же самым законом, что и Моисеев. Я имею ввиду, то, что любое слово, фраза Нового Завета воспринимается как позволение или запрет. В то время как Новый Завет учит нас главному: посредством Духа Святого, живущего в сердце, МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО».

Рискован ли этот подход? Чрезвычайно! Как мне недавно сказали: «ты же предлагаешь приоткрыть дверь. А ты можешь предсказать – как широко она теперь распахнется, и с какими проблемами мы можем столкнуться?». Согласен с тем, что, проблем станет намного больше, чем сейчас. И они будут совершенно другого характера. Они будут сложнее. И их сложность, будет обусловлена их разнообразием. То есть, в каждом конкретном случае придется принимать решение, исходя из данного конкретного случая. Естественно, это ни в коей мере, ни принижает авторитет Писания. Тексты Библии были и останутся основными ориентирами в вопросах вероучения и нравственности. Но, как видно даже из простых, приведенных здесь библейских историй, толкование одним и тем же текстам было дано различное Саулом и Самуилом; Давидом и законом Моисея; Христом и фарисеями.

Человек, с его нуждами, болями, страхами, надеждами ценен для Бога. Бог разбирается в судьбе каждого отдельного человека. И, как я полагаю, Он желает, чтобы и Его последователи подходили к людям с чуткостью, разбираясь в каждой конкретной ситуации без клише, заученных слов из текстов Писания и уж тем более, без устной традиции, которая важна и нужна лишь до тех пор, пока она не начинает ломать чью-то личность, чью-то судьбу, влиять на братские отношения и дружбу.

И последний вопрос – говоря «суббота» имел ли Христос в виду лишь заповедь о субботе? Или в том случае, Он обобщил под термином «суббота» весь закон? Мне видится, что именно так и было. «Закон для человека, а не человек для закона». Попробую продлить эту параллель: «тексты для человека, а не человек для текстов». Мне тексты Писания служат для того, чтобы наставить, ободрить, защитить, обличить, показать, научить… могу привести еще множество глаголов… но не хочу использовать Писание, чтобы наказать, заставить, обидеть, оттолкнуть…

Множество людей сегодня истекают «духовной кровью», зализывая раны, полученные в духовных битвах с сатаной, со своей плотью, с миром. Их силы на исходе. Они ищут тех, кто их поймет со всеми допущенными ими ошибками во время ведения этих «боевых действий». Они нуждаются в обличении, но не в отторжении. Они нуждаются в наставлении, но не в порицании. Они нуждаются в «субботе»… а «субботе» они точно уж не нужны. «Суббота» и без них проживет.

Владимир УБЕЙВОЛК

Блог "Размышления не за кафедрой"

Українська християнська поезія